Локальные норм-регл документы
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

223

PDF Печать E-mail

Иванова М. В. – директор Кобринской РЦБС


Нормативно-регламентирующие документы как инструмент управления и совершенствования деятельности библиотек


Строительство правового государства требует освоения специалистами библиотек законодательных и иных нормативных актов, регулирующих важнейшие направления и обеспечивающих законность их профессиональной деятельности.

Применение на практике правовых документов, от республиканских до внутрибиблиотечных, позволяет реализовать правоспособность библио-тек, определить формы взаимоотношений с пользователями, органами вла-сти, включить юридические нормы во внутрихозяйственную деятельность библиотек.

Говоря о правовой базе библиотечного дела, необходимо отметить, что основные направления деятельности библиотек развиваются в соответ-ствии с республиканскими, региональными и локальными нормативными актами.

Фундаментом правовой базы библиотечного дела является Закон «О библиотечном деле в Республике Беларусь” от 22.03 1995 г. №3680-ХII, в редакции от 30.12.2009г., в котором определены правовые, экономиче-ские, социальные, организационные основы библиотечного дела.

Особое значение в юридической системе законодательных и нормативных актов для учреждений культуры приобретают правовые документы, которые принимаются на уровне Министерства культуры.

Правовое регулирование социально-трудовых отношений на современном этапе осуществляется различными способами. Наряду с государственными нор-мативными документами разрабатываются и принимаются юридически значимые правила поведения работников в отдельных организациях. Республиканские законы регулируют деятельность библиотек, направления их развития в целом, но не разъясняют все нюансы библиотечной практики. Для этого существует внутренняя нормативная документация библиотек. Такая нормотворческая деятельность является локальным регулированием. Этот способ регулирования предоставляет возможность самостоятельно формировать условия сотрудничества, максимально учитывая специфику организации.

Наличие в современной библиотеке локальных документов свидетель-ствует о правовой культуре. Правильно составленные документы помогают избежать многих ошибок.

В настоящее время возрастает роль локальных нормативных правовых документов, которые разрабатываются на уровне ЦБС. Все локальные нормативные правовые акты нашей ЦБС являются результатом нормотворческой деятельности библиотеки. Принятые нормы представляют собой правила обязательного, должного поведения для членов производственного коллектива библиотеки.

Обязательными организационно-производственными документами современной библиотеки, в том числе и нашей ЦБС являются:

- учредительные документы (устав, положение);

- положения (решения коллегиальных и общественных органов управления библиотекой);

- положения, регулирующие отдельно действующие аспекты библиотек (платные услуги, договорные отношения, материальное стимулирование) и др.;

- положения о структурных подразделениях;

- коллективный договор;

- трудовой договор;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила пользования библиотекой;

- штатное расписание;

- должностные инструкции.

Каждый из этих документов несет свою смысловую нагрузку.

Прежде всего, это Положение о централизованной биб-лиотечной системе, которое является нормативным документом деятельности ЦБС. Положение состоит из четырёх разделов, в которых определены основные направления деятельности библиотек ЦБС, организация обслуживания населения, формирование и использование библиотечных фондов, а также управление централизованной системой.

Также в ЦБС разработаны положения о центральной районной и дет-ской библиотеках, положение о сельской библиотеке-филиале и положения обо всех отделах центральной библиотеки. Данные положения являются важным звеном локальной нормативной документации, регулирующие внутрибиблиотечные организационно-управленческие отношения

К группе нормативных актов, определяющих взаимоотношения между администрацией и сотрудниками, относятся и должностные инструкции, соответствующие утвержденному штатному расписанию. Ежегодно они пересматриваются и по мере необходимости дополняются.

Наниматель согласно законодательству обязан организовать произ-водст-венный процесс, создать надлежащие условия труда для своих со-трудников и обеспечить контроль за их работой и соблюдением ими уста-новленных правил и норм труда. В этих целях нами разрабатываются и ут-верждаются такие локальные нормативные правовые акты, как правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, график трудовых отпусков и т.д.

Поскольку наниматель обязан утвердить режим работы сотрудников, необходим соответствующий документ - Правила внутреннего трудового распорядка, содержащий условия приёма и увольнения работника, обязанности работника и администрации, нормы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, способы поощрения за успехи в работе и взыскания за нарушения трудовой дисциплины.

Ежегодно в ЦБС составляется штатное расписание. При его состав-лении ЦБС руководствуется «Типовыми штатами Министерства культуры», в которых предусмотрена группа по оплате труда, а также норматив штата на основании показателей обслуживания читателей

Положение о материальном стимулировании – важное звено ло-кальной нормативной документации, регулирующее надбавки, доплаты, премирование. Премии устанавливаются ежемесячно по итогам работы: за выполненные показатели; внедрение передового опыта; ведение приори-тетных направлений работы; за профессионализм, качество работы и т.д. Кроме этого существуют премии, выплачиваемые по итогам профессиональных конкурсов, на основании разрабатываемых соответствующих положений.

К документам, регулирующим самостоятельную хозяйственную дея-тель-ность, следует отнести Положение о платных услугах. В положении огова-риваются: система ценообразования; организация работы по оказанию платных услуг, использование средств, полученных от оказания дополнительных услуг; надбавки к зарплате; ответственность за качество, организацию и осуществление услуг; методы контроля за осуществлением услуг.

В настоящий момент Кобринская ЦБС оказывает 35 видов дополни-тельных услуг. Наиболее востребованными из них являются ксерокопирование документов, сканирование, услуги центра правовой информации, Интернета, компьютерный набор текста и др. В прошлом году ЦБС заработала более 30 млн. руб., которые использовались для ресурсного обеспечения и улучшения материально-технической базы.

Правовые аспекты реализации кадровой политики библиотеки с уче-том современных социально-экономических требований закреплены в осо-бом блоке внутренней нормативной документации.

Важнейшим из локальных документов является коллективный договор. Это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками (ст. 361 Трудового кодекса Республики Беларусь). Сторонами договора являются коллектив (в лице председателя профсоюзного комитета) и администрация (в лице директора) библиотеки. Считаю, что коллективный договор – основа взаимоотношения в коллективе Целью документа является обеспечение социальных и трудовых гарантий работникам, стабильности и эффективности работы библиотеки, разграничение прав и обязанностей организующих этот процесс сторон. Предусмотренные в договоре дополнительные льготы и гарантии по соглашению сторон предос-тавляются работникам ЦБС.

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ст. 7 п. 4) предписывает кад-ровым службам заключать трудовой договор между работодателем и ра-ботником. Максимальный срок действия срочного трудового договора – пять лет, но при заключении договора подходим индивидуально, анали-зируя трудовую деятельность каждого сотрудника для определения срока действия договора.

Определяющую роль в текущем правовом регламентировании повсе-дневной библиотечной работы играет оперативно-распорядительная документация – приказы и распоряжения руководителя библиотеки. В этом же ряду можно рассматривать постановления коллегиальных органов управления библиотекой – совета при директоре, совета по комплектованию.

В качестве основного обязательного документа, определяющего характер взаимоотношений библиотеки и пользователей, а также правовой режим ее деятельности, выступают правила пользования библиотекой. Они отражают специфические аспекты правоотношений в нашем учрежде-нии культуры, в том числе: приоритеты прав пользователей.

Итак, в ЦБС идет интенсивный процесс правотворчества, формируется внутрибиблиотечная нормативная база. От того, насколько оперативно и юридически грамотно подготовлен внутрибиблиотечный документ, как он соотносится с уже действующими в библиотеке правовыми нормами, зависит результативность деятельности библиотеки, т.е. её правовая культура.

Для достижения цели необходимо, чтобы все составляющие учреждение (отделы, сотрудники) работали слаженно и четко, действовали в соответствии с законодательством.

Несмотря на то, что локальные нормативные документы играют значительную роль в правовом регулировании работы учреждений, организаций, сфера их деятельности ограничена и направлена на урегулирование внутренней деятельности или определённых отношений, возникающих в конкретных библиотечных учреждениях.

Для создания локальных нормативных документов всё же необходимо руководствоваться документами вышестоящих инстанций, для нас - это прежде всего документы Министерства культуры. Часто отсутствие нормативных пра-вовых документов вышестоящих инстанций влечёт определённые трудности при создании локальных, которые должны иметь правовую основу. При лоббировании своих интересов на местном уровне также необходима ссылка на вышестоящие инстанции.

При разработке положения о ЦБС нам пришлось столкнуться с рядом трудностей. Прежде объединение библиотек в соответствии с законода-тельством называлось централизованной библиотечной системой (ЦБС). В действующем Законе «О библиотечном деле в Республике Беларусь» от 22 марта 1995г. №3680-XII, в ред. от 30.12.2009г. прописан термин «сеть биб-лиотек», но нет понятия «централизованная библиотечная система». Мини-стерством культуры отменено «Примерное положение о ЦБС», но взамен нет ничего, чем библиотеки могли бы руководствоваться, исходя из региональных особенностей и условий. Чтобы подтвердить свой статус ЦБС, нам пришлось разыскивать в архивах решение райисполкома от 29.07.1977г. «О централизации сети государственных массовых библиотек района», и поскольку оно не отменено на местном уровне, мы им руководствуемся. Возникает вопрос о правомерности существования ЦБС.

Также отменено «Положение о краеведческой работе», и опять же нет документа, заменяющее его;

При принятии решения на республиканском уровне об открытии в ЦБС передвижной библиотеки-библиобуса Министерством культуры не было разработано нормативно-правовой документации, обеспечивающей её деятельность. В результате, в штатное расписание ЦБС библиобус был внесён как филиал. Позже в журнале «Бібліятэчны свет”(№ 3 за 2010 год) даётся юридическая консультация сотрудника Министерства культуры, в которой разъясняется, что библиобус в силу ряда причин не может быть филиалом…

За последние годы в корне изменилась работа ЦБС в связи с внедре-нием новых информационных технологий, а «Типовые штаты ЦБС» остались на уровне 1996 года. При полной автоматизации библиотечных процессов в центральной библиотеке и автоматизации библиотек-филиалов в «Типовых штатах» до сих пор нет отдела автоматизации.

У нас в ЦБС 40 компьютеров, которые требуют технического обслуживания, программного обеспечения, обслуживания локальной сети, а самое главное – создание сайта центральной библиотеки, который даст возможность обслуживать пользователей в автоматизированном режиме, а в штате - всего один инженер.

Данные факты красноречиво говорят о том, что без своевременного нормативно-правового обеспечения библиотек вышестоящими инстанциями невозможно юридически грамотное составление локальных нормативных документов, а также нормальное, правомерное функционирование учреждений культуры. Сегодня можно утверждать, что в библиотечном деле начата разработка системы законодательного регулирования деятельности библиотек. Своевременная и нужная статья Н. Замаевой «Правовое регулирование деятельности библиотек», опубликованная в журнале «Библиотечный свет» (№2 за 2009г) помогла нам в работе по правовому обеспечению ЦБС. Кроме того, появилось электронное издание «Нормативно-правовое обеспечение деятельности библиотек», выпущенное Национальной библиотекой Беларуси совместно с Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.

Следует отметить, что локальные нормативные акты обеспечивают оперативное и эффективное воздействие на общественные отношения, гибкость действующего законодательства в процессе труда. Они должны занимать ведущее место. Это объясняется тем, что содержание “внутренних документов” вырабатывается непосредственно на местах, обеспечивая необходимое правовое воздействие. Но это ни в коей мере не означает отказа от регулирования трудовых отношений на республиканском и региональном уровнях. Необходимо их разумное сочетание, позволяющее максимально обеспечить интересы работников и работодателей в условиях рыночных отношений.

Таким образом, ныне существующая правовая база библиотек Беларуси нуждается в упорядочении, совершенствовании и систематизации. Особое значение в юридической системе законодательных и нормативных актов приобретают правовые документы, которые принимаются на уровне Министерства культуры. Хотелось бы, чтобы эти документы разрабатывались своевременно, чётче были определены правовые взаимоотношения по внебюджетной деятельности библиотек, было пересмотрено штатное расписание и ряд примерных положений, касающихся деятельности ЦБС. Надеемся, что в перспективе будет издан сборник, объединяющий нормативные правовые документы по библиотечному делу соответствующие современному этапу развития.


Литература

1. О библиотечном деле в Республике Беларусь:Закон Республики Беларусь от 22 марта 1995 г., №3680-ХII, в редакции от 30.12.2009г. // Эталон – Беларусь (Электронный ресурс) / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

2. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Рес-публи-

ки Беларусь, 10 января 2000г. №361-3, в ред. от 15.07.20008г. // Эталон – Беларусь (Электронный ресурс) / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

3. Об утверждении Типовых правил пользования библиотеками в Рес-пуб-

лике Беларусь: Постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 5 августа 2008г. №28 // Эталон – Беларусь (Электронный ресурс) / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

4. Галковская, Ю.Н. Правовое обеспечение деятельности библиотек в Рес-

публике Беларусь: Научно-практическое пособие / Ю.Н. Галковская . – Минск: Новое знание, 2008. – 215с.

5. Правовые аспекты деятельности библиотек : сб. науч. ст. / сост. О.Ф.

Бойкова; науч. ред. В.К. Клюев / Рос. гос. б-ка. НИО библиотековедения. Сектор библ. права. – М.: Пашков дом, 2002.- 236с.

6. Макушинская Ю. Правовые асновы библиотечного обслуживания в Рес-

публике Беларусь /Ю. Макушинская // Бібліятэчны свет. – 2004. - №1. - С.8

7. Замаева, Н. Правовое регулирование деятельности библиотек /Н. Замае-

ва // Бібліятэчны свет. – 2009. - №2.- С..24.

8. Нормативно-правовое обеспечение деятельности: [электронный ресурс] /Национальная библиотека; Национальный центр правовой информации Республики Беларусь: электронные данные и программы. - Мн.: Национальная библиотека Беларуси, 2009.- 1электронный диск (СD-ROM)

 9. Нарматыўна-прававое забеспячэнне дзейнасці бібліятэк: лакальнае электронная выданне.- Мн.: Нац. бібліятэка Беларусі, 2004.- (СD-ROM)

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования.