РОЛЬ ПЦПИ В ПРАВОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИ
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

blind

223

Сводный электронный каталог библиотек Беларуси

Сводный электронный каталог библиотек Брестской области

gerbgerb

РОЛЬ ПЦПИ В ПРАВОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИ

PDF Печать E-mail

Курачук, С. Д. Роль ПЦПИ в правовом просвещении населения: [о работе ЦПИ в Кобринской районной библиотеке] /С.Д. Курачук //Бібліяпанарама. – 2007. - №12. – С. 51-54.

 

РОЛЬ ПЦПИ В ПРАВОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ

 

                                                           С. Д. КУРАЧУК,

                                                                                                                                             гл. библиограф

Кобринской центральной районной библиотеки

 

Право граждан на получение полной и достоверной правовой информации -основа цивилизованного общества. Важность законодательных актов сегодня, безусловно, понимают все. В настоящее время, когда происходят существенные политические, экономические, социальные перемены, - потребность в правовой литературе всё более увеличивается. Каждый гражданин должен владеть минимумом правовых знаний, необходимых для работы, поведения в обществе, быту, семье.

Именно система общедоступных библиотек, которая является в нашей стране одним из наиболее распространённых и действенных общественных институтов, призвана предоставить всем гражданам свободный доступ к информационным ресурсам, в том числе к фондам официальных законодательных актов. С созданием библиотечных центров правовой информации появились следующие реальные возможности: свободного ознакомления с текстами документов органов государственной власти и местного самоуправления; формирования у населения навыков правомерного поведения, не противоречащего законодательству; возможность решения жизненных проблем. Приходя в центр, люди учатся критически осмысливать право. Повышается юридическая информированность, растёт социальная активность граждан, их ответственность перед государством и обществом. Кроме того, с созданием таких центров изменилось отношение к библиотеке как к информационному учреждению, повысился её престиж, авторитет и популярность у населения.

С 2002 года, то есть уже петь лет, на базе отдела обслуживания и информации центральной районной библиотеки г. Кобрина функционирует публичный центр правовой информации. Оперативность, доступность, информационный комфорт, - всё это пришло с открытием правового центра. Можно с уверенностью сказать, что мы вышли на современный информационный уровень работы по обеспечению граждан полной официальной и актуальной правовой информацией, а также по повышению их правовой культуры.

Существующие в центре информационные ресурсы позволяют выполнять самые разнообразные запросы пользователей. Мы предоставляем следующие виды услуг:

  • поиск правовых актов в электронных базах данных (их у нас пять:
    Законодательство Республики Беларусь, Международные договоры, Решения
    органов местного управления и самоуправления, Судебная практика, База данных
    "Бизнес" на компакт-диске);
  • предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления;
  • выдача справок о месте и времени опубликования документов, а также об изменениях в них;
  • перенос информации на бумажный и магнитный носитель;
  • подборка документов по запрашиваемой теме;
  • выполнение всех видов справок (фактографических, библиографических и др.).

      Ценность базе придаёт эффективная технология поиска документов и специальная юридическая обработка: выявление взаимосвязи между документами; информация о том, что действует, что отменено. В электронную память оперативно записываются все дополнения и поправки, вносимые в документы. А регулярное (один раз в неделю, порой и чаще) обновление даёт возможность нашим пользователям быть в курсе всех изменений законодательства. К счастью, мы забыли те времена, когда на начальном этапе работы ПЦПИ обновлялся ежеквартально, ежемесячно. Еженедельное обновление банка данных, которое сегодня мы можем осуществлять по модемной связи через региональный центр правовой информации г. Бреста, придаёт уверенность в работе, так как очень важно своевременно предоставить пользователям необходимую новейшую правовую информацию, а также уметь вовремя проследить за всеми изменениями и дополнениями, которые происходят в области законодательства.

Удобен для потребителей правовой информации и режим работы центра: с 8 до 19 час., в воскресенье - с 10 до 18 час., суббота - выходной. Обслуживание пользователей ПЦПИ осуществляют библиографы центральной библиотеки (гл. библиограф, библиограф 1 категории), имеющие высшее образование и опыт работы.

У нас имеются необходимые условия для полноценного информационного обслуживания: компьютеры, лазерный принтер, выход в Интернет, два сканера, три ксерокопировальных аппарата. Вся названная техника находится в отдельной комнате, в которой также сосредоточены документы на традиционных печатных носителях: «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», «Бюллетень нормативно-правовой информации», «Ведомости Национального собрания Республики Беларусь», сборники декретов, указов Президента и постановлений Правительства РБ, а также журналы "Право Беларуси", "Юрист", "Юстиция Беларуси", "Отдел кадров", Библиотека журнала "Ахова працы". Кроме того, в правовом центре функционирует выставка "Центр правовой информации предлагает", на которой представлены папки: "Полезная юридическая информация", "Адреса юридической помощи", "Всё о трудовом контракте", "Правила поведения в бизнесе" и др. Сочетание электронных и печатных носителей информации позволяет выбирать удобную форму работы с документами, создаёт условия для наиболее эффективного обслуживания пользователей.

В целях информированности населения о работе ПЦПИ была проведена большая рекламная кампания. В городе развешивались объявления, рассылались рекламные проспекты в учреждения, организации, предприятия города и района. Сведения о возможностях ПЦПИ были даны в местных средствах массовой информации. Прошла презентация центра со следующей программой: консультация юриста; выступление библиографа о возможностях центра, его функциях, перспективах в работе; обзор у выставки "Центр правовой информации предлагает".

В рамках ежегодной рекламной недели "Что может библиотека?" постоянно организовываются экскурсии в библиотечный центр правовой информации "Пропуск в мир права и закона", оформляются тематические выставки "Новое в законодательстве Республики Беларусь", проводятся занятия по освоению самостоятельной работы в ПЦПИ.

О возможностях центра информировались учителя школ, колледжей города и района во время августовских совещаний. Периодически освещается деятельность ПЦПИ в газетах "Кобрынскі веснік", "Кобрин-информ", по местному радио. Выпущен рекламный проспект "Правовая информация: оперативно, качественно". В ближайшее время для местной студии телевидения готовится материал о работе центра правовой информации.

Сегодня уже мало предоставлять правовую информацию, необходимо также повышать правовую грамотность, правовую культуру населения. Дни правовой информации, проводимые библиографами, преследуют именно эту цель. В эти дни посетители (группами по 7-10 человек) имеют возможность подробно ознакомиться с деятельностью центра, получить первые навыки работы с базами данных. Интересно и познавательно прошли Дни информации "Права человека в истории человечества и в современном мире", "Закон. Поступок. Ответственность", "Знаешь ли ты закон?" с участием профессиональных юристов, представителей органов власти и управления. Традиционными стали тренинги-семинары, практикумы для работников сельских филиалов по теме "Как найти необходимый правовой документ?”.

Библиотечный центр правовой информации на протяжении пяти лет работы завоевал популярность у населения города и района. В своей работе центр ориентирован на обслуживание той части населения, для которой проблема доступа к необходимой информации стоит особенно остро. Самую большую и постоянную группу потребителей правовой информации составляют студенты, и это понятно - практически ни одна контрольная, курсовая, дипломная работа не может отвечать современным требованиям без опоры на законодательство. Увеличивается количество обращений к базе предпринимателей, желающих изучить документы, регламентирующие их бизнес. Посещают центр юристы небольших предприятий (не имеющих своих правовых баз), специалисты различных предприятий, организаций, учреждений города и района. ПЦПИ в полной мере востребован всеми службами отдела культуры, начиная с начальника, руководителей структурных подразделений, главных специалистов и заканчивая рядовым бухгалтером.

Пенсионеры, безработные обращаются с конкретной правовой проблемой, которую необходимо разрешил». Эти категории пользователей не только получают у нас информацию правового характера, но и узнают, куда и к кому можно обратиться для решения своих житейских вопросов. Порой очень трудно обойтись без специалиста - правоведа, но, к сожалению, в штатном расписании отсутствует должность юриста-консультанта. Нам, библиографам, непросто сейчас. Мы изучаем тонкости не только информатики, но и права. К определению библиотекаря как педагога, информационного и социального работника, менеджера можно с полным правом добавить ещё - юрист-консультант. И мы можем переквалифицироваться в эту профессию, чаще всего обслуживая именно пенсионеров. Это особая группа потребителей в том плане, что они требуют дополнительного внимания, хотят быть выслушанными, понятыми, пытаются найти выход из какой-то жизненной ситуации, - и нередко обращаются с такими проблемами, разобраться в которых под силу только профессиональному юристу. Но, если мы хотим быть социально необходимыми, то приходится учиться работать с данной категорией пользователей.

Постоянная учёба, владение методикой поиска по всем источникам, извлечение всех доступных информационных ресурсов, - всё это позволяет нам, библиографам, давать квалифицированные ответы на самые сложные запросы. Появление ПЦПИ значительно повысило эффективность труда библиографов, облегчило поиск нормативных документов. Возможность поиска в системе, безусловно, значительно шире и быстрее, нежели в классическом справочно-поисковом аппарате. Новые технологии прочно заняли своё место в библиотеках. Но ни одна из них не была так своевременна и необходима (думаю, что это не только моё мнение), как организация правовых центров. Как библиограф с более чем 20-летним стажем, даже не могу представить работу по обслуживанию читателей правовой литературой, по правовому просвещению населения на современном этапе без ПЦПИ.

Тем не менее, есть некоторые, может быть не проблемы, а трудности в работе. Так, качественное и быстрое обслуживание пользователей затрудняют отсутствие некоторых нормативных актов на белорусском языке и отсутствие форматирования документа непосредственно в базе; иногда бывают затруднения поиска документа по ключевым словам. Не нравятся нашим пользователям извинения за временные неудобства, то есть когда текст документа проходит обработку; не устраивает то, что при переносе на бумажный носитель не выдерживаются поля. Пользователи порой хотят получить программы, документы, которые идут с пометкой "не рассылается". Думаю, не носит гриф секретности «Программа развития общего среднего образования на 2007-2016 гг.», принятая постановлением Совета Министров № 725 от 31 мая 2007 г., которую хотел распечатать буквально в этом месяце наш пользователь, но, тем не менее, её текста ни в базе, ни в Национальном реестре нет.

Но, в целом, повторюсь, что благодаря ПЦПИ мы можем качественно и своевременно выполнять запросы правовой тематики. Полученная недавно версия 5.6 позволяет совершенствовать базу. Очень благодарны за введение кнопок "кодексы", "новые документы", "информация".

Анализируя эффективность работы ПЦПИ при Кобринской центральной районной библиотеке, следует отметить создание условий для полноценного обслуживания населения по получению правовой информации. Цифры, иллюстрирующие итоги работы центра за 2006 год, красноречиво свидетельствуют о том, что он востребован. Увеличилось количество пользователей, интересующихся правовой тематикой, - соответственно возросло общее количество запросов. В 2006 г. количество пользователей ПЦПИ составило 702 человека (для сравнения в 2003 г. - 358 чел ), количество запросов - 967, а в первом полугодии текущего года пользователей уже - 494, а запросов – около 700. Отрадно отметить, что у нас небольшой процент отказов на запросы правовой тематики.

Практика работы показала, что ПЦПИ в нашей библиотеке – эффективный помощник в любой ситуации, связанной с потребностью в получении юридических знаний. Роль библиотеки в правовом просвещении населения трудно переоценить. Именно библиотека может осуществлять правовое информирование общества, предоставлять своим пользователям документы, необходимые для решения разного рода проблем, и это основная функция правовых центров. Пользователю нужна уверенность, что на основе нашей информации он может принять правильное решение, а эта уверенность появляется благодаря центрам правовой информации.

Яндекс.Метрика